Ребенок не хочет учиться. Как его мотивировать?

Вы хотите мотивировать своего ребенка, но чувствуете, что ничего не работает? Родители с того момента, как их ребенок идет в первый класс, задаются вопросами: Как мотивировать ребенка учиться? Что делать если ребенок не хочет учиться? Почему мотивация иногда приводит к отсутствию результата?

Содержание:
1. Почему иногда мотивация дает обратный результат?
2. Почему так происходит?
3. Роль взрослого
4. Что необходимо ребенку для того, чтобы он хотел учиться
5. Что делать, чтобы мотивировать ребенка?

Почему иногда мотивация дает обратный результат?

Если внешняя мотивация чрезмерна, то — в случае детей, — дает эффект, противоположный желаемому. Она может и вовсе лишить ребенка интереса к учебе вместо того, чтобы укрепить.

Возрастающее давление увеличивает сопротивление ребенка. Вспоминаем физику. Сила сопротивления прямо пропорциональна силе давления.

Попадая в замкнутый круг своих хороших намерений и противоположных эффектов, мы становимся все более и более беспомощными. А ребенок все сильнее теряет увлеченность.

  • Чем больше мы хотим и настаиваем, тем больше ребенок отказывается и сопротивляется. 
  • Чем больше мы вовлекаемся, тем меньше вовлечен он. 
  • Чем больше мы заботимся о его результатах, тем меньше он заботится о них.
  • Чем больше мы контролируем, тем меньше ребенок следит за своими делами.

Почему так происходит?

  • Во-первых, потому что — если мама помнит, то зачем ребенку заниматься тем, о чем уже позаботились другие? Никто этого не делает. Помнить о чем-то, или нет, не имеет значения, если есть человек, который тебе напоминает. 

Если кто-то снимает с вас вашу ответственность за что-то, возможно, вы какое-то время будете бороться за это, но если кто-то постоянно берет на себя ее, вы в конце концов сдадитесь. И это вполне рационально. Зачем заморачиваться, если результат тот же без усилий?

почему мотивация иногда дает обратный эффект
  • Если кто-то делает потенциальные цели ребенка своими (как в случае взрослых, которые относятся к успеху или неудаче ребенка, как к своим собственным), он делает ребенка объектом на протяжении всего процесса. 

Он становится инструментом для получения соответствующего результата, или цели.

Если ваша озабоченность результатами и оценками ребенка слишком велика, ребенок растворяется во всем этом; его просто нет. Нет места его воле, чувствам, желаниям. Так он это воспринимает.  Это очень печальная позиция, порождающая чувство бессилия и отнимающая чувство свободы воли и смысла. 

Это не только снижает мотивацию, но также самооценку и чувство влияния на собственную жизнь. 

Если мы включаем в свои действия разного рода наказания, мы усиливаем негативное воздействие.
  • Сравнение с одноклассниками, шантаж, предсказание мрачного будущего — не помогает! Критика может только уничтожить самоуверенность ребенка, заставить его поверить в то, что он хуже других. Это определенно не ваша цель.

Короче говоря, беря на себя чрезмерную ответственность за поведение ребенка, мы делаем его безответственным. 

Чрезмерно вовлекаясь, мы делаем его невовлеченным, а чрезмерно планируя и организуя их работу за него — неорганизованным и недисциплинированным.

Означает ли это, что взрослый должен отстраниться и ничего не делать? Конечно нет. Это другая крайность — оставить ребенка одного. Так же плохо, как и чрезмерный контроль.

Так что продолжайте, но на этот раз выбирайте инструменты с умом. 

Роль взрослого

  • Поддерживать и помогать ребенку развивать навыки, необходимые для обучения и ставить цели. Научить, как их реализовать.
роль взрослого в мотивации ребенка
  • Узнать ребенка и тем самым дать ему возможность познать самого себя, распознать таланты, интересы и увлечения.
  • Усилить ребенка, указав на его сильные стороны, достижения и прогресс — даже если это небольшие шаги к результату.
  • Показать смысл и ценность обучения и побудить ребенка к достижению мастерства в выбранных областях.
  • Радоваться любым успехам ребенка, оказывать ему эмоциональную поддержку в случае неудач и давать ему силы для дальнейших попыток.

Что необходимо ребенку для того, чтобы он хотел учиться

  • любознательность и интерес — вот то, что необходимо для приобретение знаний и навыков. 
  • вера в то, что то, что я делаю, имеет смысл (я знаю, для чего я это делаю и что это мне даст); в этом помогает целеустремленность (я знаю, чего хочу добиться);
  • уверенность в себе и своих силах (я могу этого добиться);
  • ощущение самостоятельности (это мое решение, мой выбор, я хочу это сделать);
  • знания и навыки (я знаю, как это сделать, или, что и как практиковать для достижения этого);
как мотивировать ребенка на учебу
  • стремление к повышению навыков – ведь самосовершенствование и удовлетворение от достижения отличных результатов – это самоусиливающийся механизм, подталкивающий нас к работе. 
Способность испытывать удовлетворение каждым шагом на пути к цели, (положительные эмоции), сопровождающие обучение, не только помогают запоминанию, но и дают энергию.
  • Понимание процесса обучения (сначала это труднее и менее удовлетворительно, со временем у меня станет получаться лучше, мне будет легче. Во время упражнений я буду делать ошибки, потому что это неотъемлемая часть обучения);
  • Осознание своих сильных и слабых сторон. Которые, в первую очередь, следует развивать, и на которые можно опираться. А какие вам просто необходимо принять, так как стремление к идеалу – это недостижимая цель и идеальный рецепт разочарования;
  • Баланс — время для обучения всегда должно быть правильно сбалансировано со временем для отдыха и игр, потому что именно в это время тело восстанавливается и набирается сил (и готовности) продолжать напряженные усилия.

Что делать, чтобы мотивировать ребенка?

Вы должны действовать таким образом, чтобы готовность к получению знаний была следствием внутренней потребности, а не внешнего давления. 

  • Избегайте сравнения с другими, критики, оскорблений, шантажа, наказания и других действий, которые не мотивируют и вызывают у ребенка стресс. Иногда они могут показаться эффективными, но это только видимость! Даже если ребенок прочитает литературу, или выучит таблицу умножения, он сделает это не добровольно, а в угоду родителям.
  • Родителю важно помочь ребенку осознать свои ресурсы и сильные стороны и подчеркнуть их. Вместо акцентирования внимания на недостатках.

Поскольку, мы закрепляем то, что замечаем, то не стоит подчеркивать ошибки, или недостатки. Лучше говорить ребенку о том, что он умеет и к чему имеет способности. Даже если это не связано со школьным образованием (например танцы, ручное творчество, лидерские способности и др.)

Помогите ребенку найти увлечения, подходящее к его интересам
  • Помогите ребенку найти увлечения, подходящее к его интересам и способностям. Это побуждает детей к дальнейшему развитию. И помогает им справляться с трудностями, которые не определяют их целиком, а являются лишь частью их личности,. Это также учит их видеть себя ценными людьми и помогает им разумно планировать реальные цели.
  • Поощряйте его к действию, но не делайте за него работу по дому! Убедитесь, что ваш ребенок не только учится. Развитие интересов и поиск новых увлечений одинаково важны для общего образования и благополучия. Занятие любимым хобби иногда приносит лучшие результаты, чем многочасовое чтение книг.
  • Позвольте ребёнку самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Многи родители опасаются, что если они позволят своим детям принимать собственные решения, эти решения будут неправильными, и их дети потерпят неудачу. Между тем, автономия имеет решающее значение для создания внутренней мотивации.

Плохие решения — неизбежная и важная часть обучения принятию правильных решений, поэтому дайте ребенку возможность попрактиковаться в этом. Помните, что падение — это неотъемлемая часть обучения ходьбе.

Если это не угрожает жизни или здоровью вашего ребенка, пусть ваш ребенок сам принимает решения. Пусть он сам столкнется с естественными последствиями от его решений. Например, если он не хочет делать домашнее задание, даже понимая его важность, пусть отвечает за последствия в школе.

  • Важно верить и показывать свою веру в своего ребенка. Слова «ты сможешь это сделать», «я знаю, что у тебя получится», «я знаю, что ты можешь» (и «я помогу тебе, если нужно») очень обнадеживают. Помогут укрепить в ребенке его уверенность в себе, что в свою очередь укрепит его старания и трудолюбие.
  • Не вознаграждайте и не наказывайте, если хотите побудить ребенка учиться. Когда вы обещаете ребенку велосипед, или поход в цирк за хорошую успеваемость — это становится самоцелью. Когда вы наказываете его за плохую оценку — обучение будет связано с травмирующим опытом.
правильная мотивация
  • Мудрый взрослый должен помогать ставить цели ребенку, а не ставить их за ребенка. «Чего ты хочешь достичь?», «К чему ты будешь стремиться?», «В чем ты хочешь быть хорош?». Такие вопросы тренируют принятие жизненных решений, принятие на себя ответственности, тренируют самодисциплину и самопознание.

Все эти навыки, на самом деле, значат больше, чем знания — потому, что знания со временем исчезают, а навыки остаются на всю оставшуюся жизнь. И они очень помогают в жизни.

  • Объясните ребенку цель и смысл обучения. И дело не только в абстрактном (и не всегда верном) повторении: «Будешь хорошо учиться, будешь иметь хорошую работу, когда вырастешь». Или еще хуже: «Не учишься, будешь улицу подметать».

Речь идет о выгоде и пользе. Например: «Благодаря тому, что ты будешь знать английский, ты сможешь путешествовать и общаться». «Ты мечтаешь быть врачом, хорошие результаты в учебе, дают тебе шанс осуществить мечту».

Также стоит указать на практические аспекты (если таковые имеются) обучения, которые помогут справляться с трудностями в жизни. Например: «Умение считать проценты полезно во взрослой жизни, например, когда вы берете кредит»,

  • Создайте в своей семье отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Пусть ребенок знает, что у вас он всегда найдёт поддержку и что плохая оценка не будет причиной вашего гнева.
  • Настойчивость вашего ребенка поддержит осознание того, что начинать бывает сложно. И что некоторые вещи могут быть для него труднее, чем другие.

Если мы говорим: «Это может быть трудно», неудача не будет для него такой серьезной. Когда мы говорим: «Совершать ошибки — это нормально, ошибаются все», мы уменьшаем страх ребенка перед неудачей. Мы поощряем его и взращиваем его уверенность, а не отнимаем ее у него. Это важные слова и важная информация.

Заключение

Есть много способов мотивировать вашего ребенка учиться. Однако давайте не будем забывать, что самое главное – это наша поддержка и оценка прогресса и успехов ребенка.

Давайте не будем предъявлять к нашим детям слишком высокие требования, которым они не могут соответствовать. Давайте покажем, что мы ценим их усилия. Результаты не всегда отражают то, что на самом деле знает и умеет наш ребенок. 

Поддержка личным примером иллюстрирует и усиливает сообщение. Также крайне важно ценить даже малейшие успехи ребенка. Пусть ребенок знает, что мы его ценим, что видим его достижения.

Чтобы ребенок был внутренне мотивированным, он должен получать удовольствие от своей деятельности.

Ведь если кому-то не нравится что-то делать, никакое давление, подкуп или угрозы не заставят чтобы понравилось. Так что традиционные способы вознаграждать, ругать и наказывать контрпродуктивны. Так что лучшее, что вы можете сделать — перестать это делать.

Вместо того, чтобы все контролировать, помогите ребенку стать счастливым

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *