3 Эго-состояния нашей личности

Поделиться

Один и тот же человек может вести себя по-разному в различных сферах своей жизни, или с разными людьми. На работе он может быть один, а дома может быть абсолютно другим.

Все дело в том, что в нашей структуре личности есть несколько разных эго-состояний.

Эго-состояние — это наше внутреннее состояние в котором в данный момент мы находимся. Оно включает в себя набор наших мыслей, ощущений, чувств и эмоций, и нашей картины мира в целом, т. е. всех наших убеждений, ценностей. 

Психолог Эрик Берн выделил три основные эго-состояния личности:

  1. Родитель
  2. Ребенок
  3. Взрослый

Они не имеют отношения к возрасту, они определяют наши мысли, чувства и поведение.

эго-состояния

Эти эго-состояния значат, то как мы будем вести себя, относится к себе и какая будет наша реакция в той, или иной ситуации. Состояния у нас актуализируется либо по очереди, либо одновременно. Разные внешние события могут переключать наши состояния. Когда человек психологически зрелый он может сам переходить из одного состояния в другое.

Родительское эго-состояние

Эго-состояние родителя — это наши мысли, чувства и действия, которые соответствуют мыслям, чувствам и действиям, которые мы наблюдали у наших родителей и взяли их себе, как за правила поведения.

Это то, как мы восприняли воспитание наших родителей и как приняли их опыт. Можно сказать, что наш внутренний родитель — это копирование наших родителей. Или, если у кого-то не было родителей — то авторитетных лиц которые их заменяли.

В этом состоянии человек ведет себя, действует и реагирует так, как делали это его родители. Убеждения, правила и запреты — все это пришло к нам от наших родителей.

Тезисы родителя:

  • как нужно
  • должен
  • необходимо
  • нельзя

Наше эго-состояние родителя — это сформированный нами, но привнесенный извне набор определенных паттернов мышления и набор сценариев. Потому что будучи детьми мы воспринимаем родителей, как абсолютную истину и копируем поведение значимых для нас людей. Взрослые передают послания (чаще неосознанно), и эти послания откладываются у ребенка.

Находясь в родительском эго-состоянии, мы как будто бы слышим внутри себя определённые голоса. Этими голосами разговаривали с нами наши родители. Эти голоса мы часто не замечаем, потому что они звучат как-будто не осознанно.

Эрик Берн называет внутреннее состояние родителя совестью. Это те послания, которые рассказывают, как нам следует жить. Что правильно, а что неправильно. Что нам можно, а что нельзя. Это то, что Я должен и обязан.

Внутренний родитель может быть контролирующим и заботливым.

Контролирующий родитель

Это про обесценивание, осуждение. Это контроль, который может быть завернут в заботу.

Он требует от ребенка соответствовать правилам и принуждает подчиниться. В случае непослушания, может применять наказания. Он не объясняет ребенку, а просто требует от него послушания.

Контролирующий родитель может подавлять ребенка, подавлять его возможности и его способности.

Он обесценивает чувства ребёнка, его потребности.

Заставляет что-либо делать и наказывает, если ребёнок это не делает. Такой родитель скуп на похвалу.

Типичные фразы:

  • Ну сколько можно?!
  • А, я тебе говорила, что так будет!
  • Ты как всегда!

Заботливый родитель

Это безусловная любовь, не за что-то, а просто за то. что ты есть.

Такой родитель мотивирует. Он работает над тем, чтобы у ребёнка возникло собственное желание что-то делать, учиться, заниматься, строить планы, достигать, тем или иным образом выполнять правила.

Разговаривает поддерживающим тоном. Он направляет, поддерживает, хвалит.

Типичные фразы:

  • Молодец!
  • Ты справишься!
  • У тебя все получится.

Он принимает чувства ребенка. Знает его потребности и удовлетворяет их.

Внутреннее состояние ребенка

Эго-состояние ребенка — это мысли, чувства и действия, которые нам были свойственны в детстве.

В этом состоянии человек ведет себя так, как он вел себя будучи в каком-то детском возрасте, допустим в пятилетнем.

Это наши собственные реакции на какие-то внешние события в том числе на поведение родителей. Это наши шаблоны восприятия которые возникли в нас самих, как ответ на внешние ситуации.

Если состояние внутреннего родителя — это про инструкции, то состояние ребенка — это про наши чувства.

Тезисы ребенка:

  • Хочу
  • Желаю

Внутренний ребенок отвечает за физический контакт с телом и интуицию, за потребности и желания.

Читайте также: Внутренний ребенок что это?

Детская часть нашей личности очень эмоциональная и жизнерадостная, но капризная. Ребенок это про то чтобы кому-то что-то доказать, он про опускания рук, про обиды и манипуляции.

Внутренний ребенок может быть свободным и адаптивным.

Свободный ребенок

Состояние свободного внутреннего ребенка является наиболее ценным поскольку в этом состоянии мы чувствуем удовольствие, испытываем счастье. Мы можем быть такими восторженными и радостными, то есть мы будем вести себя так, как когда-то вели себя в детстве.

Человек искренне эмоционально творит и обменивается с миром чувствами.

Свободный ребенок знает чего он хочет, у него может быть много желаний.

Адаптивный ребенок

Ребенок для того, чтобы получать внимание родителей в необходимом ему количестве адаптируется. Он соответствует ожиданиям.

адаптивный ребенок

Адаптивный ребенок может бунтовать, протестовать, злиться и подстраиваться. А может быть пассивным, нерешительным, постоянно сомневающимся. Ему трудно будет говорить нет, потому что он подстраиваться под других, при этом позже он будет обижаться и думать что к нему относятся несправедливо.

Читайте также: Как говорить нет другому человеку?

Свои эмоции подавлены, в угоду родителям. Часто не понимает чего он хочет, так как свои потребности задвинуты.

Типичные фразы:

  • Я наверное не смогу.
  • Я не знаю, что мне дальше делать.
  • Почему всегда я.

Эго-состояние Взрослый

Состояние Взрослого — это наши мысли и действия в здесь и сейчас.

В состоянии взрослого личность свободна и от родительских посланий, и от возможных иллюзий или чувств вины, стыда, обиды внутреннего ребёнка.

Взрослый отделяет чувства от фактов. Объективно оценивает, то что с ним происходит и учитывает свои возможности. Анализирует и находит выход из ситуации. Умеет планировать, принимать решения и действовать. Ставит себе цели и реализует их.

Адекватно оценивает свои действия и поступки и берет ответственность за все, что он делает. Не грызет себя за допущенные ошибки, а принимает их, как опыт, на который он сможет опираться в будущем.

Тезисы взрослого:

  • целесообразно, или нет
  • ищу варианты
  • я принимаю решение
  • могу, не могу
  • я делаю
  • я беру на себя ответственность

Человек в состоянии взрослого находится здесь и сейчас. Относится к другим с уважением и на равных. Принимает себя полностью, безусловно со всеми достоинствами и недостатками. А так же принимает мир таким какой есть.

Стать для себя родителем

Какое-то из состояний может быть у нас раздуто, а какое-то недоразвито.

На пример: Когда у нас слабо развит взрослый, тогда нам трудно двигаться вперед, тяжело идти к своим целям, мы строим деструктивные и зависимые отношения.

Когда у нас часто актуализируется состояние адаптивного ребенка, то мы подстраиваемся под других людей, не можем защитить свои границы.

три эго-состояния

Чтобы сформировать внутри себя поддержку и опору которая не будет вам мешать, нужно работать со своим внутренним родителем. Ведь мы относимся к себе так, как наши родители вели себя с нами. И так же мы будем коммуницировать с окружающими.

К сожалению у многих гораздо чаще раздуто состояние контролирующего родителя. И во взрослой жизни мы продолжаем себя ругать, осуждать и требовать от себя. Поэтому что пока вы не проработаете свои убеждения и установки возможны нежелательные сценарии.

Необходимо подвергнуть внимательному рассмотрению все нормы и правила которые есть у вас в жизни и провести ревизию. Поразмышлять а действительно, ли вот эти стандарты и правила по которым я живу до сих пор мне помогают. Помогают ли они мне стать счастливым, успешным и свободным, или мне стоит все таких изменить.

Мы становимся для себя внутренним родителем тогда когда разрешаем себе устанавливать свои правила и начинаем жить своими правилами. Это не значит что нужно напрочь отрицать всё то что говорили родители. А самостоятельно проверить свои убеждения и оставить, то что нам подходит и отказаться от того, что не подходит.


Поделиться

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *